Вы находитесь:  / История / История украинской рок-музыки

История украинской рок-музыки

adem_gol_cover
1966-й киевляне считают началом собственной публично исполняемой рок-музыки.

Битники противопоставляли себя как официально поддерживаемой эстраде, так и джазу, все еще пребывавшему на правах незаконнорожденного. Большинство групп копировали англо-американских музыкантов, овладевая таким образом новым музыкальным языком и манерой исполнения. Наиболее яркими представителями подобного подхода были ОНСЕ, ОДНАЖДЫ, ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ, КРАСНЫЕ ДЬЯВОЛЯТА.

Лидеры группы ОНСЕ — Юрий Виноградов (вокал, ф-но), Григорий Махно (бас-гитара, губная гармоника), Александр Кузнецов (гитара) — самобытно и вдохновенно интерпретировали репертуар Бадди Холли, Джерри Ли Льюиса, Чака Берри, Клиффа Ричарда, ЭВЕРЛИ БРАЗЕРС, ДЕЙВ КЛАРК ФАЙВ, ШЭДОУЗ, убедительно и по-своему исполняли композиции Рея Чарлза, Джеймса Брауна, сочиняли и инструментальные пьесы с декадентскими названиями типа «Когда у комара болят гланды», «13 морковок для кролика», а также песни на английском, русском и украинском языках.

Группа ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ прославилась почти стопроцентным «снятием» песен БИТЛЗ. Русские тексты и музыку писали барабанщик Сергей Чаришников, басист Михаил Николаев, гитаристы Олег Слободенко и Геннадий Татарченко. В репертуаре ВД и обработки украинских, русских народных песен.

Группа Владимира Ходзицкого (гитара) КРАСНЫЕ ДЬЯВОЛЯТА вошла в историю не только киевского рока. Они принципиально не сочиняли собственную музыку, но заметно раньше и лучше других освоили сложные композиции РОЛЛИНГ СТОУНЗ, ЛЕД ЗЕППЕЛИН, ДИП ПЁРПЛ, ЧИКАГО, МАХАВИШНУ ОРКЕСТРА.

В начале 1968 после ряда городских джэмов и конкурсов (кафе «Мрия», техникум связи) в Киеве состоялся I конкурс вокально-инструментальных ансамблей «Бит-бит». В клуб городского почтамта «Седьмое небо» съехались не только киевляне, но и гости из Риги, Харькова, Одессы. На протяжении 7 дней жюри во главе с композитором Мирославом Скориком прослушало более 50 выступлений и определило победителей: ЭОЛИКА (Рига), ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ (Киев), АВАНГАРД (Харьков), САДКО (Киев). Фестиваль организован энтузиастами из совета молодежного кафе «Зустрiч» (Нина Ширяева, Лариса Григорьева) и культмассовой комиссией Ленинского райкома комсомола (Михаил Медведовский). Средства от продажи билетов и значков «Биг-бит-68» переведены в Фонд мира. Музыканты с нетерпением ждали следующих фестивалей, но их поколению ничего дождаться не пришлось.

Начинался первый этап ледникового застойного периода. Прекратились рок-конкурсы. Стала постепенно сворачиваться система молодежных кафе-клубов, где уже было сформировалась материальная база для работы ранних рок-групп и их постоянная аудитория (КРАСНЫЕ ДЬЯВОЛЯТА играли в кафе «Чай-кофе», САДКО — в «Эврике», БЕРЕЗЕНЬ — в «Украинских галушках», ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ — в «Мрие»). Репертуарная политика зрелищно-развлекательных заведений стала строго регламентироваться городским объединением музыкальных ансамблей. Боролись с дурным вкусом, а побороли творческую свободу и радость самовыражения. Ранее революционно настроенные музыканты бросали музыку либо «садились в кабак за навар». Некоторые перешли в концертные организации, изменили репертуар, названия, изменяя своей музыке, своему поколению, самим себе. Нужны были деньги — эрзац невостребованной энергии творчества. Так стала тиражироваться стыдливая, но глубоко извращенная форма рок-музыки — вокально-инструментальные ансамбли.

Начало 70-х выносит на гребень общественного интереса украинскоязычные ансамбли, что в целом совпадает с общим ренессансом украинской культуры. Вышли в свет роман О. Гончара «Собор», кинофильмы Сергея Параджанова «Тени забытых предков» и Юрия Ильенко «Белая птица с черной отметиной». Среди наиболее заметных проводников обозначенной тенденции в поп-музыке — киевские БЕРЕЗЕНЬ, ЕНЕЙ, КОБЗА, ДЗВОНИ, ВIЗЕРУНКИ, QUOT;, UOT;, ЛЬ, ЯВIР, отчасти КРОК, черновицкие СМЕРIЧКА, ЖИВА ВОДА, львовские АРНIКА, МЕДIКУС, ВАРТА, харьковская НАЗАВЖДИ, полтавская КРАЯНИ, ялтинская ЧЕРВОНА РУТА, днепропетровский ВОДОГРАЙ, ивано-франковский БЕРКУТ, луцкие СВИТЯЗЬ и TPIO МАРЕНИЧ, тернопольские МЕДОБОРИ и ужгородские МУЗИКИ. Следует заметить, что это направление, возникшее в конце 60-х, достигшее пика около 1972 и почти полностью угасшее к началу 80-х, объединяло порой совершенно разнородные в музыкальном и эстетическом отношении явления. В нем оказались представлены и фолк-кантри-псевдоэтнографизм, и блюз-хард-рок, и соул-фанк-джаз-рок, и поп-эстрада, и камерная песня-баллада. Если одни группы упорно отстаивали свой самодеятельный статус и творческую независимость, то другие, движимые инстинктом самосохранения, тщеславием, охотнее шли на компромиссы. Однако первые разбивались о рифы различных запретов, а последние незаметно для себя растворялись в конъюнктурном потоке официозной и коммерческой рутины.

На протяжении 70-х на Украине сформировалась национально специфическая разновидность общепринятых песенок-бодрячков со своими родными «чичками-смерiчками» и многочисленными перепевами былых всесоюзных триумфов песен Владимира Ивасюка «Червона рута» и «Водограй». Мода на украинскую эстраду добежала до столицы и выплеснулась в украинскоязычные шлягеры Е. Ханка «Верба» (ВИА САМОЦВЕТЫ) и «Сонячний дощ» Екимяна. Что же касается Ивасюка, то его творчество и трагически скоротечная биография стали для украинцев не менее сокровенным и духовно объединяющим символом, чем образ Высоцкого для России. Вновь открывшаяся для молодежи не одной только Западной Украины самобытность гуцульского народного искусства, одежды, причесок, манеры поведения вдруг обнаружила свою притягательность и актуальность. Этому немало способствовало творчество ансамбля СМЕРIЧКА. Филармонический ВИА, организованный в 1967/1968 композитором Левком Дудковским, превратился в Байконур «черновицкой музыкальной экспансии», который не только вывел на орбиту популярности песни Ивасюка, но и «запустил» артистические «звезды» С. Ротару, В. Зинкевича, Н. Яремчука.

Первой рок-группой, начавшей украинизацию молодежной поп-музыки, был киевский БЕРЕЗЕНЬ («Март»). Весьма изменчивая ассоциация самодеятельных музыкантов-энтузиастов, вращающаяся вокруг оси Александр Авакян (гитара, ф-но, тексты и музыка) — Юрий Бесценный (гитара, банджо, вокал), просуществовала с 1962 по 1974. Сначала было увлечение спиричуэлсами, музыкой «кантри-энд-вес-терн», Питом Сигером, потом — участие в фольклорном ансамбле киевского университета ВЕСНЯНКА, этнографические экспедиции в Карпаты. В 1965, с приходом пианиста и композитора Вячеслава Кристофовича (ныне кинорежиссер), группа начинает исполнять собственную музыку на стихи украинских классиков Леси Украинки и Н. Костомарова. В следующем году к ансамблю присоединились бас-гитарист Борис Кушнир и композитор-клавишник, басист ВТОРОГО ДЫХАНИЯ Михаил Николаев. Авторский репертуар группы увеличился до 40 песен, среди которых наиболее известны «Ганка», «Дума о Боженко», «Лебедь». У Б. появились постоянные поклонники, записи на радио и на киностудии. С группой в качестве солистов сотрудничали выпускник Художественного института Валерий Витер и известная фольклорная певица, теперь народная артистка УССР Нина Матвиенко. Однако с 1972 начались трудности: Б. запрещали исполнение многих его лучших песен, придирались к названию, которое произвольно ассоциировали с блистательным, но насильственно расформированным еще в 30-е театром Леся Курбаса «Березiль». Участники группы поочередно уходят в армию, солист Витер вдруг оказался в КОБЗЕ, к тому же в 1974 украден комплект и без того нищенской звукоусиливающей аппаратуры. В наши дни Б. поминают только легенды.

Группа ЕНЕЙ («Эней») 1968—1977 — вторая волна киевского рока. Название, заимствованное из одноименной поэмы И. П. Котляревского, отражало стремление музыкантов привести современную украинскую поп-музыку в соответствие с мировым авторитетом украинской народной песни. Почти все участники группы учились в специальной музыкальной школе им. Н. Лысенко, играли на нескольких инструментах, пели и сочиняли музыку. Основной состав: Тарас Петриненко (клавишные, вокал), Николай Кириллин (бас, вокал, контрабас, клавишные) , Кирилл Стеценко (лидер-гитара, скрипка, вокал, сопилки, губная гармоника, клавишные), Игорь Шабловский (ритм-гитара, скрипка, бас, вокал, клавишные), Александр Блинов (ударные, ксилофон, клавишные, пантомима, вокал). В 1974 последнего заменяет Константин Курко. Некоторое время в группе играли Геннадий Татарченко (гитара, вокал, клавишные) — ныне известный автор рок-оперы «Белая ворона», Руслан Горобец (клавишные, вокал, сопилки, композиция) — впоследствии музыкальный руководитель группы РЕЦИТАЛ, автор популярных песен и аранжировщик Тарас Мельник (композитор, клавишные). Источники вдохновения: украинская народная песня, инструментальный фольклор, классическая музыка (Бах, Григ, Хачатурян) и в очень большой степени творчество БИТЛЗ, ДИП ПЁРПЛ, ЛЕД ЗЕППЕЛИН, ЧИКАГО, польских ЧЕРВОНIХ ГIТАР, НО ТО ЦО, БРЕЙКАУТ, венгерских ОМЕГИ и ИЛЛЕШ. Несмотря на то, что группа противопоставляла свое творчество традиционной советской и украинской эстраде, академической музыке, джазу и ресторанному музицированию, все эти жанры, кроме последнего, в определенной мере отражались на стиле Е.. В репертуаре группы были и 4-, 5-голосные хоры-колядки без сопровождения, и произведения И. С. Баха, и свободные обработки народной музыки, и собственные хард-, поп-, арт- и фолк-роковые композиции. В середине 70-х пришло увлечение музыкой соул, фанк и джаз-роком.

Поначалу, чтобы заработать на инструменты и аппаратуру, музыканты играли на свадьбах, выпускных вечерах и танцах. В 1971 все участники Е. поступают в Киевскую консерваторию и в этом же году, после нескольких выступлений по телевидению, включая и Интервидение, обретают широкую популярность. Однако в следующем году, после смещения с поста Первого секретаря ЦК КПУ П. Е. Шелеста, в культурной жизни республики наступает резкое похолодание, которое отразилось и на судьбе Е.. Над принципиально украинскоязычной группой завис дамоклов меч борьбы с «украинским буржуазным национализмом».

В список запрещенных на радио и телевидении попали поэты А. Олесь, В. Симоненко, Б. И. Антонич. Собственные тексты участников группы не принимались. Национальные пуритане из Союза композиторов добились запрещения записывать и транслировать народные песни в обработках рок-групп и ВИА. Редакции телевидения и радио получили установку не пускать в эфир ничего, что имеет привкус рока. Одиозным и поныне действующим аргументом отказов допускать любые новые явления поп-музыки в эфир был непрофессионализм. Мероприятия достигли цели: вымирание украинской рок-музыки стало делом времени. В те годы частных студий для качественной звукозаписи рок-музыки на Украине не было, не было и рок-клубов, как и других объединяющих структур. Оставался единственный путь к признанию — бесплатные концерты в вузах и ДК на окраинах города…

КОБЗА — ныне действующий филармонический ВИА — начинал в 1968 как фольклорное инструментальное трио студентов Киевской консерватории бандуристов Константина Новицкого, Владимира Кушнета и флейтиста Георгия Гарбара. После того как к ним присоединились Александр Рогоза (бас-кобза), Анатолий Лютюк (ударные) и молодой композитор Александр Зуев (клавишные), К. пригласили работать в Укрконцерт. Творческие предпочтения группы отразили тенденцию, которая вскоре проявилась и в первых программах ПЕСНЯРОВ, АРИЭЛЯ, ЯЛЛЫ, — эстрадизированный фольклор, 5-, 6-голосное пение, мелодичные лирические шлягеры, шуточные народные песни-сценки. Неповторимость саунду ансамбля придавали насыщенная полифоническая вокальная фактура и необычное звучание электрокобзы (изобретение мастера Владимира Зарубинского).

В 1971 для записи первой долгоиграющей пластинки К. «одолжила» у группы БЕРЕЗЕНЬ вокалиста Валерия Витера и, как оказалось, — навсегда. 1973 отмечен III премией на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Минске, 1977 — лауреатством на Всесоюзном конкурсе советской песни в Москве. Вскоре состоялись поездки в ЧССР, ГДР, Монголию, на Кубу, в Финляндию, Италию, Канаду, Японию. Состав К. варьировался — появились Олег Леднев (бас, вокал), Евгений Коваленко (клавишные, вокал, композиция), Николай Береговой (скрипка, сопилка), Степан Жорнирович (бандура, сопилка), Владимир Солдатенко (кобза, бас, вокал), Василий Коллекционов, Константин Куркр и Евгений Тринько (ударные), Виктор Юць (гитара, кобза), Мирон Блощичак (сопилка, най, губная гармоника, саксофон, кларнет, флейта). В 1980 вышла в свет вторая пластинка КОБЗЫ, представляющая кроме обработок фольклора песни композиторов старшего поколения — А. Билаша, П. Майбороды, И. Шамо.

Группа ДЗВОНИ («Колокола») начинала в 1967, когда школьники Юрий Кузыка (бас), Игорь Муха (гитара), Сергей Иванов (барабаны, ныне киноактер) и Геннадий Татарченко (гитара, вокал) объединились под английским названием THE BELLS. Через 2 года, в результате слияния с «козачками» из КИСИ, образовалась русскоязычная версия названия — КОЛОКОЛЬЧИКИ. Их обработка песни «За нашоу стодолоу», которую исполнял Владимир Ковальский, на несколько лет стала республиканским хитом. В 1971 группа меняет транскрипцию названия на украинскую — ДЗВОНИ. К оставшимся Татарченко и Кузыке добавляются пришедший из ЕНЕЯ Т. Петриненко (вокал, клавишные, композиция), Сергей Желобецкий (гитара, клавишные, вокал), Вячеслав Степановский (гитара), Юрий Василевич (саксофон), Павел Жагун (труба), Лев Кигель (тромбон). В репертуаре соединяются обработки украинских народных песен («Била мене мати», «Калина»), американские шлягеры («Экуэриос») и собственные сочинения на украинском языке. Стилистика аранжировок складывалась под влиянием латиноамериканского рока, Карлоса Сантаны, а многоголосные вокальные бекграунды развивали приемы КРОСБИ, СТИЛЛЗ, НЭШ ЭНД ЯНГ. В 1974 Д. обрели весьма прочную материальную базу и записали долгоиграющую пластинку под названием «Bi зерунки шляхi в».

В 1975 под названием ГРОНО («Гроздь») музыканты переходят в Укрконцерт. Старое имя не принял худсовет, слово ДЗВОНИ вызывало какие-то опасные ассоциации.

В 1977 костяк ГРОНО влился в состав ЧАРIВНЫХ ГIТАР. К ним присоединяются бывший руководитель днепропетровского ВОДОГРАЯ Р. Горобец и джазовая певица из Киева Наталия Гура. В 1980 появляется их современно и слаженно записанная на диске-гиганте англо-польско-венгерско-украинско-русская программа. В 1982 «киевский десант» уходит в КРАСНЫЕ МАКИ, а через некоторое время их духовая секция, Горобец и Н. Кириллин принимают приглашение А. Пугачевой и переходят в РЕЦИТАЛ.

В 1987 КРАСНЫЕ МАКИ покидает Петриненко и вместе с Валерием Смаглием возрождает ГРОНО на базе Киевконцерта. Сюда же после КОБЗЫ, СИНЕЙ ПТИЦЫ и АЭРОБУСА Ю. Антонова возвращается гитарист И. Шабловский. Из Киевского театра эстрады приходит певица Татьяна Горобец. Формируется индивидуальный стиль комфортной, мелодичной украинской поп-музыки. Песни Петриненко «Перелетная птица», «Пiсня про пiсню», «Украiна» завоевывают массового слушателя. Создается впечатление, что развитие украинской поп-музыки, искусственно приостановленное в 70-х, в условиях потепления интенсифицируется. Это обстоятельство в сочетании с мощной современной волной молодежного рок-движения создало эффект совмещения двух времен — «доигрываемого» прошлого и наступившего настоящего.

Огромной популярностью среди ценителей джаз-рока пользовалась в начале 80-х киевская группа КРОК («Шаг»). Благодаря удачным фонограммам, видеозаписям и телепрограммам К. знали не только на Украине, но и в Москве, Ленинграде, Прибалтике. Основанная в 1979 ветераном киевского рока В. Ходзицким (гитара), группа в составе Вадима Лашука (бас), Сергея Хмелева (ударные), Виктора Карасика (синтезатор) и Руслана Горобца (вокал и клавишные) не без оснований рассчитывала на блестящую концертную карьеру. Однако худсовет Укрконцерта сначала поставил под сомнение название группы, а потом и вовсе отказался от подозрительного «авангарда». Разочарованные музыканты разошлись и, если не считать отдельных попыток, больше не встречались. Пожалуй, это был последний всплеск творческого духа старой рок-гвардии в эпоху безвременья. С 1988 Ходзицкий — художественный руководитель Киевского филиала студии популярной музыки «Рекорд», организатор шоу-группы ХОДЗИЦКИЙ И КОМПАНИЯ.

Тарас Петриненко и Геннадий Татарченко — немногие из тех, кому удалось сохранить верность своим школьным музыкальным пристрастиям и одновременно остаться на ведущих позициях в украинской поп-музыке. Успеху Петриненко способствовал не только его естественный мягкий и сильный баритон, но и органичная связь его композиторского стиля с национальной почвой, языком, культурой. Его музыку отличают яркий, пластичный мелодизм, терпкие и трогательные гармонические последовательности, уравновешенная и четкая форма. Геннадий Татарченко учился в Киевской специальной музыкальной школе по классу валторны, самостоятельно освоил электрогитару и переиграл почти во всех киевских группах. Решив стать композитором, пришел от джаза, рока, блюза, фолка и соул к значительно более простой музыке, лучше воспринимаемой массовой аудиторией. Сотрудничество с С. Ротару и В. Леонтьевым совершенствовало его в искусстве шлягера. Не следует думать, что это путь легкий, однако движение от исполнения произведений ЛЕД ЗЕППЕЛИН и ЭВЕРИДЖ УАЙТ БЭНД к «Полiсяночке» и «Белой вороне» вряд ли можно признать восходящим. Данная констатация относится скорее к общественным вкусам, нежели к творческой совести композитора.

Трио ОРЕОЛ когда-то играло на танцах в центре города длинные импровизационные композиции, созвучные легендарным КРИМ и ГРЭНД ФАНК. Группа сохранилась и поныне: после длительной миграции по РСФСР и Кавказу ребята закрепились в Закарпатской филармонии, исповедуют арт-хард и пользуются успехом. Рассчитывая на всесоюзную аудиторию, поют по-русски и не чуждаются поп-шлягеров.

В конце 60-х большую известность получила львовская эстрадно-джазовая группа Игоря Хомы МЕДПСУС. С ней сотрудничали молодые тогда композиторы М. Скорик и Б. Янивский. Тогда же Михаилом Мануляком основана ВАТРА. Ныне этот популярный на Украине поп-фолковый коллектив Игоря и Оксаны Билозир базируется в Львовской филармонии. Многие шлягеры Билозира длительное время поют на западе Украины как народные песни («Мамина свiтлиця»).

В начале 70-х популярны ПРОМЕТЕЙ (руководитель Ярослав Виджак), ЭВРИКА (Юрий Варум), КВО ВАДIС (Виктор Морозов). В 1972 на Всесоюзном телеконкурсе «Алло, мы ищем таланты!» появляется и становится его лауреатом АРНIКА. Возвращаясь из Москвы, музыканты ожидали восторженного приема, а получили приказ о немедленном расформировании. Исполненную ими в Москве украинскую народную песню «Чорна рiлля» сочли националистической.

Успехи поп-групп в Черновцах и Луцке связаны с хорошей организационной работой местных филармоний и их материальной обеспеченностью. Буковинская СМЕРIЧКА и волынский СВИТЯЗЬ сменили немало инструментальных составов, но сохранили традиционно высокий уровень исполнения и аранжировок. Стилистически между ними много общего — поп-фолк с инструментальными экскурсами в сферу джаз-рока. Уже длительное время творчество СМЕРIЧКИ ассоциируется с именами певцов Назария Яремчука и Павла Дворского, а СВИТЯЗЯ трудно представить без его солиста-ветерана Василия Зинкевича. Говоря об украинских камерных фолк-группах, нельзя обойти молчанием ТРИО МАРЕНИЧ из Луцка, имевшее в конце 70-х головокружительный успех в республике. Его отличали высокая вокальная культура, мягкость и подкупающая искренность исполнения.

Приблизительно в эти же годы фолк-рок играет камерное трио из Тернополя МЕДОБОРЫ. Киевский дуэт ДВА КОЛЬОРИ специализируется на юмористических народных песнях-сценках.

В 1975 в Киеве концертировала сильная в вокальном отношении группа НАЗАВЖДЫ (Владимир Ушаков). Ее участники, студенты Харьковского института искусств, исполняли собственную огромную сюиту-ораторию «Кобзарь» на стихи Т. Шевченко. Привлекает ансамблевой слаженностью и высоким профессионализмом современная харьковская филармоническая поп-хард-роковая группа АРЕНА. Полтавская группа Анатолия Пащенко КРАЯНЫ до недавнего времени работала в фарватере КОБЗЫ, но в 1987 резко переориентировалась на русскоязычный хард.

Итак, история рока на Украине до середины 80-х — это история его болезни и угасания. Общие культурно-психологические и, особенно, политические условия 70-х и начала 80-х никак не способствовали рождению и развитию самобытных рок-групп, конкурсов, фестивалей.

Возрождение рок-жизни на Украине началось в 1986. Обилие самодеятельных рок-групп и их энтузиазм очень напоминают массовое оживление 1966—1968, но участвует в нем совсем другое поколение.

К. Стеценко

Комментарии

Ваш email не будет опубликован. ( Обязательные поля помечены )

Новый анекдот

Создан нейроинтерфейс для написания музыки «силой мысли»

Создан нейроинтерфейс для написания музыки «силой мысли»

Новая разработка в этой области позволит сочинять музыку и оформлять партитуру композиции, лишь сосредоточившись на необходимых элементах
Новозеландский дизайнер Дани Клод разработала протез дополнительного большого пальца

Новозеландский дизайнер Дани Клод разработала протез дополнительного большого пальца

Новое изобретение бросает вызов представлениям о протезах, которые воспринимаются как устройства только для людей с ограниченными возможностями